Сайт | Скачать | Видео | Wiki

Автор Тема: Основы интерфейса командной строки  (Прочитано 6446 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Zloy_T

  • Почетный участник
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 326
  • Репутация: +74/-2
  • Автор темы
Р.С.Клочков, Н.А.Коршенин (www.a-sys.ru)
Last modified: Oct 30 2004

- У меня UNIX не грузится, ошибку выводит
- Какую?
- login:


После загрузки Linux возможны три варианта. Либо сразу загрузится графическая среда, либо будет запрошено имя пользователя в графическом режиме, либо будет запрошено имя пользователя в текстовом режиме (та самая строка login: из эпиграфа).

Если Вы оказались в графическом режиме, то запустите терминал (В меню выберите "Системные"->"Терминал").

Теперь Вы находитесь в текстовом режиме управления операционной системой. Этот режим еще называется shell (в переводе с английского "оболочка") и существует во всех UNIX системах. Ещё его называют режимом командной строки (command line interface). Все, что можно здесь делать, это вводить команды и читать результат их выполнения. Например, если хотите узнать текущие дату и время, то введите команду

Код
$ date

Mon Oct 4 19:47:03 MSD 2004
Если же, к примеру, Вы хотите создать в текущем каталоге файл foo.txt, введите команду
Код
$ touch foo.txt 

Заметьте, что эта команда ничего не выводит на экран при успешном выполнении. Это является общим принципом почти всех команд UNIX: молча делать своё дело и ругаться лишь на ошибки. Если же надо что-нибудь вывести на экран при успешном выполнении, то для этого существует команда echo. Она просто выводит на экран все свои параметры. Например,

Код
$ echo Hello world

Hello world

Кстати, обратите внимание на знак приглашения. Если это $ как в примере, то Вы работаете от имени простого пользователя, а если знак приглашения #, то Вы вошли в систему под именем root и имеете все права (например всё уничтожить). Запомните: никогда не делайте под root'ом то, что можете сделать под другим пользователем. То есть нельзя под root'ом заходить в графический режим, получать почту, разрабатывать программы или ходить по интернету. Дело в том, что любая программа запущенная под root'ом при некорректном поведении (например, из-за ошибки в программе) нанесет гораздо больший ущерб, чем под любым другим пользователем.

Идеальным вариантом является ситуация, когда для каждой функции есть отдельный пользователь: один пользователь для почты, другой для написания программ, третий для хождения по интернету и т.д. В этом случае неправильно написанная программа не уничтожит Вашу почту, а вирус из интернета не сможет испортить или удалить Ваши данные.

В UNIX у команд есть возможность влиять друг на друга. Самый простейший способ такого влияния: передача кода возврата. Например, "создать файл и в случае удачи вывести OK" в UNIX выглядит как

Код
$ touch foo.txt && echo OK

OK
Символы && означают, что вторую команду надо выполнять только в случае успешного завершения первой. Аналогично символы || выполняют вторую команду в случае неуспешного завершения первой:

Код
$ touch foo.txt || echo Что-то не так

Недостатками кодов возврата являются ожидание окончания первой команды и то, что код возврата лишь одно число, в то время как иногда желательно передать несколько строк и не дожидаясь окончания первой программы. Для этих целей существуют потоки ввода-вывода и возможность их перенаправления. Уже упомянутая команда echo пишет в стандартный поток вывода (stdout). Можно записать что-нибудь в файл:

Код
echo Это будет в файле > foo.txt
При этом исходное содержимое файла сотрется. Если надо дописать в конец файла можно воспользоваться такой командой

Код
$ echo Это допишется в конец >> foo.txt
Чтобы убедиться, что команда выполнилась правильно (все нормально, значит ничего не выводится на экран), можете воспользоваться командой cat (вывод файла). Например,

Код
$ cat foo.txt

Это будет в файле
Это допишется в конец

Можно записать сразу всё содержимое файла командой cat

Код
$ cat > foo.txt

Первая строка
Вторая строка
Ctrl+D

Здесь строки после команды вводятся с клавиатуры. Символ Ctrl+D находящийся отдельно на строке является символом конца файла и используется для окончания ввода.

Все сообщения об ошибках выводятся в стандартный поток ошибок (его называют stderr или поток 2). В обычной ситуации и то и другое - просто вывод на экран. Предположим, надо скомпилировать программу. Компилятор по ходу работы выводит сообщения обо всех ошибках в программе и они могут занять несколько экранов. Чтобы их можно было посмотореть можно выполнить компиляцию следующим образом

Код
$ cc test.c 2> log.err
В этом случае будет перенаправлен поток ошибок. Затем их можно будет прочитать в файле log.err.

Если надо перенаправить не только ошибки но и стандартный вывод, то команда будет выглядеть как

Код
$ cc test.c > log.err 2>&1

Последний кусок команды (2>&1) можно читать как "перенаправить поток ошибок в стандартный поток вывода".

Для демонстрации использования перенаправления стандартного ввода посмотрим, что делает команда cat без параметров. В этом случае она выводит всё, что ей передается на стандартный ввод. Если же выполнить команду

Код
$ cat < foo.txt

Это будет в файле
Это допишется в конец
получаем также содержимое файла foo.txt.

Если какая-либо команда в процессе выполнения выводит нежелательные сообщения (например, нам нужен только статус возврата, а не сообщение об ошибке), то можно перенаправить ее вывод в специальный файл /dev/null. В этот файл все могут писать, но результат нигде не храниться и прочитать из него ничего нельзя. Можете считать его аналогом мусорной корзины или черной дыры.

Код
$ touch /chk 2> /dev/null || echo Не получилось
Не получилось

При выполнении данной команды стандартного сообщения об ошибке Вы не увидите.

Теперь рассмотрим ещё одну удобную возможность: перенаправления вывода одной команды на ввод другой. Например,команда ls позволяет посмотреть список файлов в текущем каталоге. Но, предположим, что файлы копировались с windows-системы и их имена в неправильной кодировке. Есть программа, позволяющая перекодировать текст. Она называется iconv. И поставленную задачу можно решить двумя командами


Код
$ ls > tmpfile
$ iconv -f cp1251 -t koi8-r < tmpfile
foo.txt
При этом команды выполняются последовательно.

Можно также заставить эти команды выполняться одновременно и без промежуточного файла

Код
$ ls | iconv -f cp1251 -t koi8-r
foo.txt
Этот метод выполнения называется конвейер (в англоязычных текстах pipe). Так же как и на конвейере все процессы обрабатывают данные одновременно и данные поступают с выхода одного процесса на вход другого.

Если надо вывод команды направить не в стандартный ввод, а в параметры, используется обратный апостроф ` (слева от 1 на клавиатуре). Например, нужно вывести на экран описание (ls -l) несколько файлов, а список файлов лежит в другом файле. Тогда команда будет выглядеть как

Код
$ ls -l `cat list`
где list - имя файла, где лежит список


В UNIX существует встроенная система документации. Например, если Вы хотите узнать, что делает команда ls, выполните команду
 
Код
$ man ls
Выйти из документации можно кнопкой "q". По некоторым частям системы доступна более подробная документация, получить которую можно командой info. Например по ней самой получить документацию можно командой

Код
$ info info

При работе с командной строкой необходимо знать, что некоторые символы являются специальными: $, !, #, ?, *, а также упоминавшиеся выше <, >, |, &. Символ $ используется для подстановки значения переменных shell'а. Например свое имя пользователя можно получить командой

Код
$ echo $USER
monk
Заметьте, что большие и маленькие буквы в именах переменных различаются. "!" используется для обращения к истории команд, "#" позволяет использовать комментарии в строке:

Код
$ echo это есть # этого нет
это есть

Символы "*" и "?" используются для подстановки в командную строку имен файлов. Строку с ними еще называют \em маской. "?" - значит один произвольный символ в имени файла, "*" - любое число символов. Например,

Код
$ echo *
foo.txt выводит все файлы в текущем каталоге, кроме тех, у которых первый символ ".". Дело в том, что такие файлы считаются "невидимыми" и используются для хранения различных настроек. Однако, их всё равно можно увидеть. Для этого нужно использовать шаблон ".*".

Код
$ echo .*
. ..
Команда echo ?o*.txt выведет все файлы, у которых вторая буква в имени "o" и заканчивающиеся на ".txt". Если файлов уодвлетворяющих маске нет, то в командной строке остаётся сама маска. Например:

Код
$ echo *d
*d
так как в текущем каталоге нет файлов, заканчивающихся на d.

Если необходимо использовать спецсимволы в их неспециальном значении, следует перед ними вставлять символ "\". Например:

Код
$ echo \# \$ \&
# $ &

Еще один символ, который формально не является специальным, но который нежелательно ставить первым в имени файла - это "-". Дело в том, что имя этого файла всеми программами будет рассматриваться не как имя, а как ключ (параметр выполнения). Например, если попробовать создать файл "-c" командой touch

Код
$ touch -c
touch: file arguments missing
Try `touch -help' for
more information.

Тем не менее к таким файлам можно получить доступ при помощи пути вида "./-c" либо любого другого полного пути. Также в такие файлы можно писать из программ или команд вида

Код
$ echo test > -c

При использовании подстановок типа * нужно всегда помнить, что в UNIX в именах файлов могут быть почти любые символы (все кроме "/" и нулевого символа). Например могут быть пробелы, символы конца строки, дефис, управляющие символы и прочее. Хотя использование в именах файлов не-латинских символов не рекомендуется, эту возможность всегда следует учитывать.

Работа с файлами и директориями
Введение в файловые системы

Данные на жестком диске в UNIX организованы в именованые блоки переменного размера, называемые файлами. Фактически, файл - это последовательность байт снабженная именем. Кроме имени у файла есть еще так называемые метаданные: права доступа, время создания, чтения, модификации. Представление о метаданных можно получить посмотрев на результат команды

Код
$ stat foo.txt
File: `foo.txt'
Size: 40 Blocks: 8 IO Block: 4096 regular file
Device: 303h/771d Inode: 1739262 Links: 1
Access: (0644/-rw-r--r--) Uid: (1000/monk) Gid: (100/users)
Access: 2004-10-06 22:42:10.000000000 +0400
Modify: 2004-10-06 22:50:19.000000000 +0400
Change: 2004-10-06 22:50:19.000000000 +0400

Размер файлов измеряется не только в байтах, но и блоках. Дело в том, что для жесткого диска или дискеты практически нет разницы, будет ли прочитан один байт или 512. Большую часть времени занимает позиционирование головки. Поэтому данные с таких устройств читают блоками. Для простоты устройства файловой системы каждый блок на диске принадлежит только одному файлу. Причем в современных файловых системах блок файловой системы содержит несколько блоков жесткого диска. Так что, даже если, как в данном случае, размер файла всего 40 байт, то на диске он занимает 4096 байт (параметр IO Block как раз сообщает размер блока файловой системы). В параметре Blocks размер блока равен 512 байт, так как это минимальный размер блока на жестком диске и мы видим, что файл занимает 8 дисковых блоков = 8*512 = 4096 байт.

Еще одно незнакомое понятие: Inode. Дело в том, что в UNIX у одного файла может быть несколько имен. При этом данные должны быть обшими. Так вот Inode и есть уникальный идентификатор данных файла, а параметр Links сообщает сколько имен (их еще называют ссылками) у данного файла. Device - номер устройства, где находится файл. Ниже можно увидеть права доступа и времена доступа или изменения файла. Создать дополнительную ссылку на файл можно командой ln. Например
Код
$ ln foo.txt foo2.txt
Теперь, если что-нибудь записать в один из них, то эти данные окажутся и в другом. Эти имена являются полностью равнозначными. Если одну из них удалить, то реального удаления данных не произойдёт, а произойдёт оно только в случае удаления всех имен данного файла. Кроме этих ссылок (называемых ещё жесткими) существуют символические ссылки. Создаются они той же командой, но с ключом -s:
Код
$ ln -s foo.txt sym.txt
Символическая ссылка хранит в себе имя файла-оригинала. То есть пока мы просто пишем/читаем/редактируем файл всё нормально, но если мы удалим файл foo.txt, то получить доступ к данным через sym.txt уже будет нельзя. Кроме того, если переместить sym.txt в другой каталог, то он будет ссылаться на файл foo.txt в том же каталоге. Если это нежелательно, то при создании ссылки необходимо использовать полное имя файла. Например:

Код
$ ln -s /home/monk/foo.txt sym.txt

Кроме понятия "файл" было введено понятие "каталог". Так же как файл используется для доступа к группам данных, каталог объединяет группы файлов. Во время создания UNIX также была еще одна причина создания каталогов: при большом количестве файлов очень долго проводился поиск по имени файла при открытии файла. С точки зрения файловой системы каталог - это такой файл, в котором вместо данных хранятся записи вида "имя файла, номер Inode". Файлы и каталоги у которых нет вышестоящего каталога находятся в специальном каталоге без имени. Его называют "корневой каталог" (root directory). При указании \em полного имени имена вышестоящих каталогов разделяются символом "/". Например полное имя /boot/grub/grub.conf значит, что в корневом каталоге есть каталог boot, в котором есть каталог grub, в котором находится искомый файл grub.conf. В каждом каталоге кроме обычных файлов и подкаталогов всегда есть два специальных подкаталога "." и "..". "." - каталог указывающий на Inode текущего каталога, а ".." указывает на Inode родительского каталога. Например рассмотренный выше путь к файлу можно было записать как /boot/grub/./grub.conf или /boot/../boot/grub/grub.conf или еще тысячью разных способов. Из-за этих двух специальных каталогов количество ссылок у каталогов всегда не меньше двух. Одна - сам каталог, вторая - каталог "." в нем. И каждый подкаталог добавляет по дополнительной ссылке от своего каталога "..". При обращении к каталогу можно заканчивать полное имя на знак "/". Поэтому, если хотите получить какую либо информацию по корневому каталогу необходимо использовать имя "/". Например

Код
$ stat /
File: `/'
Size: 4096 Blocks: 8 IO Block: 4096 directory
Device: 303h/771d Inode: 2 Links: 20
Access: (0755/drwxr-xr-x) Uid: (0/root) Gid: (0/root)
Access: 2004-10-02 17:06:15.000000000 +0400
Modify: 2004-10-05 13:26:57.000000000 +0400
Change: 2004-10-05 13:26:57.000000000 +0400

Кроме файлов и каталогов есть еще несколько специальных типов файлов: блочные и символьные устройства, сокеты и файлы FIFO. Файлы устройств в UNIX, как правило, обеспечивают доступ к различному оборудованию компьютера, в том числе виртуальному. Например, программа разбивки жесткого диска на разделы работает не с самим диском и не с системными вызовами напрямую, а со специальным файлом /dev/hda. Аналогично файл /dev/null является виртуальным устройством поглощающим любые данные, из файла /dev/random можно прочитать псевдослучайную последовательность произвольной длины, а все что будет записано в файл /dev/dsp будет звучать через звуковую карту компьютера.

Сокеты позволяют имитировать сетевое соединение через файл (чтобы не разделять код программы на сетевой и локальный), а файлы FIFO являются теми же конвейерами, но именоваными. Практического применения для непрограммиста они не имеют.

Теперь обратимся к структуре файловой иерархии UNIX. То есть как должны называтся каталоги и какие файлы в них должны находится. Полную документацию по этому поводу можно узнать командой

Код
$ man hier
Файлы по иерархии UNIX распределены согласно их назначению. Например, все системные исполняемые файлы, необходимые для загрузки должны быть в /sbin, а аналогичные пользовательские программ в /bin. В /lib находятся библиотеки, необходимые для вышеупомянутых программ, а в /etc - все конфигурационные файлы. Все изменяемые данные программы должны хранить либо в каталоге /var (если они нужны) или в /tmp (если это временные данные, которые в случае перезагрузки компьютера можно безболезненно потерять). Все, что некритично для загрузки компьютера должно находится в каталоге /usr. В нем находится такая же структура каталогов, как и в корне (тольк var и tmp используются общие и etc обычно не используется). Все неизменяемые данные программ хранятся в /usr/share. Например, документацию можно найти в \bf /usr/share/doc. Для программ, которые не относятся к базовой системе (например, компилируемых вручную) выделен каталог /usr/local с той же структурой, что и /usr. Настройки, зависимые от пользователя, хранятся в его домашнем каталоге. Также, как правило, пользователь имеет право писать только в свой домашний каталог и /tmp. Домашние каталоги пользователей традиционно создаются в каталоге /home и имеют вид /home/имя_пользователя. Эта структура позволяет легко и удобно прописывать пути запуска файлов, пути, по которым происходит поиск динамически подгружаемых библиотек и т.д. Данный подход, разумеется, имеет и недостатки: у каждой программы должно быть уникальное имя, неудобно использовать несколько версий одной и той же программы, нельзя простыми методами определить, какая программа какие файлы использует. Большинство этих проблем успешно решаются в Linux при помощи \em программ управления программными пакетами.
« Последнее редактирование: 25 Май 2009, 16:33:06 от Zloy_T »

Оффлайн Zloy_T

  • Почетный участник
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 326
  • Репутация: +74/-2
  • Автор темы
Re: Основы интерфейса командной строки
« Ответ #1 : 25 Май 2009, 16:19:11 »
ls: посмотреть список файлов

Теперь более подробно рассмотрим команды управления файлами. Во-первых, команда ls: она позволяет посмотреть список файлов в любом каталоге либо их списке, а также увидеть различную информацию об этих файлах. Самая распространенная опция "-l" (от слова long) позволяет посмотреть дополнительную информацию о файлах:

Код
$ ls -l
total 4
-rw-r--r-- 1 monk users 40 Oct 8 15:29 foo2.txt

total 4 значит, что перечисленные файлы занимают 4Кб. В строках по каждому файлу выдается информация: права доступа (-rw-r--r--), количество ссылок, владелец, группа-владелец, длина файла, время модификации и имя файла.

Создание файлов

Новые файлы создаются при записи в них какой-либо информации (команда touch именно это и делает: открывает файл для записи, затем сразу закрывает и у файла меняется время модификации но не меняется содержимое). Можно создавать файлы сразу командами вида

Код
$ echo test > newfile.txt
$ echo > newfile.txt
$ > newfile.txt
$ echo -n > newfile.txt
Последние две команды эквивалентны: они либо создают пустой файл илбо обнуляют существующий. Ключ -n у команды echo запрещает ей добавлять в конец строки символ конца строки.

Кстати, следует знать, что символы конца строки в windows, UNIX и MacOS различны. В UNIX это один байт, который обозначается \backslashn. В windows два символа с кодами \backslashr\backslashn. В MacOS те же два символа, но в обратном порядке. Всё это приводит к тому, что текстовые документы необходимо перекодировать, чтобы их можно было использовать в другой системе, даже если используются только коды ASCII. Перекодировку текста выполняет уже упоминавшаяся ранее команда iconv.

rm: удаление файлов

Теперь обсудим самую коварную команду UNIX: rm. Она удаляет файлы, имена которых переданы ей в качестве параметров. У неё есть несколько полезных ключей: "-r" позволяет удалять каталоги и их содержимое. "-i" запрашивает перед удалением \bf каждого файла подтверждение. "-f", наоборот, удаляет все без подтверждения.

Её коварство заключается в том, что при её использовании следует очень опасаться опечаток. Например, желая удалить все файлы в текущем каталоге, Вы набираете команду

Код
$ rm -rf ./*
но случайно опечатаетесь и введете
Код
$ rm -rf /*
или

Код
$ rm -rf . /*
По окончании выполнения данная команда удалит \bf все файлы в системе, права на удаление которых Вы имеете. Ключ -i помогает в случае, когда необходимо удалить немного файлов, но в остальных случаях неудобен. Поэтому общая рекомендация: тщательно проверять все параметры команды rm и, если используется неочевидная подстановка, сначала ввести эту команду заменив rm на echo, чтобы посмотреть весь список подставленных параметров.

Каталоги: создание, использование и удаление

Для создания каталога используется команда mkdir. Её параметрами являются имена создаваемых каталогов. В случае, если каталог уже существует, mkdir возвращает сообщение об ошибке. Также возвращается ошибка при попытке создать подкаталог при отсутствии родительского каталога. Например

Код
$ mkdir dir1/dir2
mkdir: cannot create directory `dir1/dir2': No such file or directory

Если это поведение нежелательно, можно использовать ключ -p. Тогда mkdir автоматически создает все необходимые родительские каталоги и считает успехом существование каталога по окончании работы (то есть, если он уже есть, то это тоже успех).

Удалить пустой каталог можно командой rmdir.

Чтобы перейти в другой каталог, используется команда cd. Она получает один параметр: каталог, куда переходить. При запуске без параметров происходит переход в домашний каталог (он же каталог $HOME, он же каталог  ). Можно так же перейти в предыдущий каталог командой "cd -" (она также выводит полное имя этого каталога). Команда pwd выводит полное имя текущего каталога. Теперь при помощи cd, pwd и ls Вы можете обозревать структуру файловой системы.

cp: скопировать файл

Если необходимо скопировать файл, то для этого существует команда cp. Её ключи такие же, как и у rm (-i, -f, -r) и ещё несколько. Дело в том, что копировать файлы можно по разному. По умолчанию

Код
$ cp file1 file2
делает то же самое, что и

Код
$ cat < file1 > file2

Такое поведение не всегда желательно: например, при копировании каталога /dev желательно, чтобы создавались такие же файлы устройств, а не читалось содержимое этих файлов. Для этого существует опция -R. Она делает то же, что и -r, но кроме того правильно копирует специальные файлы. Если необходимо сохранить права доступа используется ключ -p. Ещё одно тонкое место: как копировать символические ссылки. Можно либо копировать ссылку как ссылку, либо копировать содержимое файла доступного по ссылке. По умолчанию копируется содержимое. Если нужно скопировать саму ссылку, используйте ключ -P.

Также следует знать, что в UNIX комнда cp копирует жесткие ссылки в отдельные файлы. Для сохранения жестких ссылок в Linux версии cp есть параметр -d, который делает то же, что и -P, но кроме этого сохраняет жесткие ссылки. Разумеется только в том случае, если все жесткие ссылки копируются одной командой. Пример

Код
$ touch t
$ ln t t2
$ ls -l
total 0
-rw-r--r-- 2 monk users 0 Oct 11 15:45 t
-rw-r--r-- 2 monk users 0 Oct 11 15:45 t2
Видите, что в количестве ссылок указано число 2.

Код
$ mkdir a
$ cp -d t t2 a
$ ls -l a

total 0
-rw-r-r- 2 monk users 0 Oct 11 17:37 t
-rw-r-r- 2 monk users 0 Oct 11 17:37 t2

Все нормально скопировалось. Теперь очистим катлог a и скопируем файлы поодиночке

Код
$ rm a/*
$ cp -d t a
$ cp -d t2 a
$ ls -l a
total 0
-rw-r-r- 1 monk users 0 Oct 11 17:38 t
-rw-r-r- 1 monk users 0 Oct 11 17:38 t2
Теперь количество ссылок равно 1, так как cp не знает, что уже скопированный t и копируемый t2 должны быть жесткими ссылками.
mv: переместить файл
Разумеется переместить файл можно и последовательными командами "cp file1 file2; rm file1". Но при этом возникают все вышеперечисленные проблемы, причем проблема жестких ссылок не решается принципиально: если есть жесткие ссылки на file1, то на file2 уже жестких ссылок не будет. Поэтому существует отдельная команда mv. Её формат аналогичен команде cp, но ключ -r и его производные отсутствуют, так как mv всегда перемещает каталоги со всем содержимым и ссылки переименовывает в ссылки. Более того, если файл-источник и файл-приемник находятся на одном и том же физическом устройстве, то команда mv заменяет только имя файла не меняя все остальные данные. В частности, это означает что все времена доступа не изменятся и жесткие ссылки останутся работоспособными.
mount: подключение дополнительных дисков

Изачально первая версия UNIX грузилась с двух лент. Так как каждая лента с точки зрения системы является отдельным устройством, то пришлось реализовать метод подключения второй ленты так, чтобы в результате получилось единое дерево. (то что корень должен быть один уже было решено). Тогда в системные вызовы добавили вызов mount, который позволял к любому существующему каталогу подключить произвольную файловую систему. Второй файловой системой тогда являлся /usr (а третьей /usr/local) именно отсюда копирование структуры корневой системы.

Реализуется эта функциональность с точки зрения пользователя командой mount. Если её вызвать без параметров, то увидите список существующих разделов и к каким каталогам эти устройства подключены. Как правило, настраивается подключение файловых систем в файле /etc/fstab, затем просто все подключаются
Код
$ mount -a
Исключение составляют съемные носители и сетевые диски. Съемные носители прописываются в /etc/fstab, но, собственно, подключение производится пользователем, так как съемные носители могут меняться в работающей системе. Рассмотрим работу с дискетой. Сначала производится команда

Код
$ mount /mnt/floppy
(если эта команда выдает ошибку, значит нет соответствующей строки в /etc/fstab)

После этой команды все содержимое дискеты оказывется подключено к каталогу /mnt/floppy. По окончании работы с дискетой перед тем как её вытащить \bf обязательно необходимо выполнить команду

Код
$ umount /mnt/floppy
чтобы отключить дискету от файловой системы и были завершены все отложенные операции записи, иначе можете испортить данные на дискете. Аналогично производится работа с CD-дисками, за исключением того, что пока диск не отключен CD-дисковод блокируется и вытащить его нельзя.

Если нет желания прописывать устройство в /etc/fstab, то можно всё равно его подключить (необходимо выполнять от пользователя root):

Код
# mount /dev/fd0 /mnt/floppy
То что подключил root, может отключить только он.

Без параметров mount выводит список подключенных файловых систем.

Место на диске

Разумеется при работе с данными первый вопрос, который приходит в голову: хватит ли места? И если ответ, на первый вопрос "нет", то необходимо как-то узнать, куда это место ушло.

На первый вопрос нам ответит команда df (от disk free). Без параметров она выводит данные о том, какие устройства есть в системе, куда подключены, сколько на них места всего и сколько используется:

Код
$ df
Filesystem           1K-blocks      Used Available Use% Mounted on
/dev/hda3             19466372  16098680   2378844  88% /
/dev/hda5              7801752   7309112    492640  94% /mnt/win
/dev/hda1             18104872  15947252   2157620  89% /mnt/ntfs
none                    257732         0    257732   0% /dev/shm

Как правило нас интересует не всё свободное место, а доступное нам. С учетом того, что могут использоваться символические ссылки только из имени каталога и таблицы подключений устройств нельзя выяснить на каком устройстве находится текущий каталог. Но это можно узнать при помощи той же самой команды df, если ей передать имя каталога в качестве параметра

Код
$ df .
Filesystem           1K-blocks      Used Available Use% Mounted on
/dev/hda3             19466372  16098680   2378844  88% /

Теперь предположим, что места нам не хватает. Используемое каждым каталогом место покажет команда du (от disk usage). Без параметров она показывает объем каждого подкаталога рекурсивно в текущем каталоге, то есть объем все подкаталогов и их подкаталогов и т.д. Таким образом, после первого же запуска можно прикинуть распределение места. Если это поведение нежелательно, то ключ -s позволяет показывать только объем тех каталогов, которые переданы в качестве параметров (или текущего, если параметров нет). Так же есть ключ -h, который заставляет эту команду выдавать результаты в килобайтах, мегабайтах и т.д., а не всегда в килобайтах.  

Как правило, используется в форме

Код
$ du -sh *
что значит "показать объем всех файлов и каталогов в текущем".
Полезные возможности

В UNIX в отличие от операционных систем Microsoft файловые системы не подвержены фрагментации, кроме того, благодаря разделению понятий файл и Inode возможно обновление на ходу любых программ, установленных в системе. Дело в том, что в UNIX после операции "открытие файла" процесс работает именно с соответствующим блоком Inode. Если файл удален или переписан поверх новой версией, то данные удаленного файла не стираются с диска до тех пор пока этот файл не будет закрыт всеми процессами, которые его используют. Например, если будет обновлены системные библиотеки, то все программы запусщенные после обновления будут использовать новые библиотеки, но и старые процессы будут работать, так как библиотеки будут храниться на диске (хоть и без имени) до тех пор, пока хоть один процесс эту библиотеку использует (и как следствие, держит её открытой).

Ещё один вариант использования этой возможности - создание временных файлов без имени. Программа создает файл, открывает его (всё одним вызовом fopen), затем удаляет созданный файл и этот файл будет окончательно удален с диска после окончания программы (даже аварийного). Это позволяет с одной стороны, не мусорить временными файлами (бывает, что процесс создает временный файл, а потом забывает его стереть), с другой стороны содержимое такого файла гораздо сложнее прочесть другим процессам (что повышает безопасность).

Благодаря наличию символических ссылок можно переносить каталоги на другие физические устройства так, чтобы данные реально находились на другом устройстве, но с точки зрения системы не перемещались (например так можно переместить каталог /usr/share/doc на сетевой диск). Фактически эту же возможность предлагает команда mount, но символическими ссылками можно всё настроить гораздо тоньше. Также при этом появляется возможность реально держать файлы относящиеся к разным пакетам в различных папках, а в /bin, /lib и т.д. сложить только символические ссылки на нужные файлы.

Поиск файлов

find: искать по критериям

В предыдущем разделе было показано как можно что-либо сделать с группой файлов со сходными именами (операция подстановки по маске). Но ведь иногда требуется найти, например, все файлы, которые не читались в течение месяца. Для такого рода задач используется команда find. В простейшем варианте (без параметров) она выдает список всех файлов, каталогов и их подкаталогов и т.д. от текущего каталога. Первый параметр у find (если есть) - это каталог от которого искать. Список выводится так же как и подстановка, то есть, если

Код
$ echo ./*
$ find .
также подставляет путь указанный в параметре ("find ." и "find" выводят одно и то же). Остальные параметры команды find используются через ключи: ключ -name позволяет сделать поиск по имени. Например, если хотите найти на диске

Код
$ find / -name '*find*'
Одинарные кавычки используются для того, чтобы shell не интерпретировал *find* как подстановку в текущем каталоге. Если ввели эту команду и не хотите ждать её окончания (полный поиск по диску может быть достаточно долгим), можете нажать Ctrl+C (далее ^C).

Если нужен поиск вне зависимости от регистра строки, то вместо -name надо использовать -iname. Кроме того есть множество дополнительных параметров поиска: -type - поиск по типу файла (f - обычный файл, d - каталог и т.д.), -user - поиск по владельцу, -atime - поиск по последнему времени доступа (параметр число, 5 - доступ 5 дней назад, +5 - больше 5, -5 - меньше 5) и некоторые другие возможности (полный список смотрите в man find). При этом различные условия можно писать либо подряд (тогда они должны выполняться все), либо ставя между ними ключ -o (он работает как слово ИЛИ). Также перед условием можно написать -not, тогда смысл условия меняется на противоположный. Затем после ключей условий могут идти ключи действий. По-умолчанию действие - вывод имени найденного файла, но можно его заменить. Например для удаления всех найденных файлов, можно ввести

Код
$ find / -name "*.bak" -exec rm {} \;
\; используется как признак окончания команды, а заменяется на найденное имя файла. Если вместо -exec использовать -ok , то на каждый файл будет запрашиваться подтверждение выполнения команды.

xargs: оптимизируем обработку большого числа файлов

Возьмём пример из предыдущего раздела: удалить все найденные файлы. Очевидно, что команда rm будет вызываться на каждый файл отдельно, несмотря на то, что она может работать не с одним файлом, а с несколькими. Разумеется можно сделать что-то вроде

Код
$ rm `find / -name "*.bak"`
Тогда весь вывод команды find будет вставлен в аргументы rm. Но это не всегда работает, так как общая длина командной строки ограничена. Поэтому идеологически правильным вариантом будет

Код
$ find / -name "*.bak" | xargs rm
Это будет работать с любым количеством файлов, но помните, что мы говорили про специальные символы в именах файлов? Так как find не пишет обратный слэш (\) перед специальными символами, то xargs будет их подставлять как есть, что может привести к неверному результату. Для файлов со специальными символами команда должны выглядеть как

Код
$ find / -name "*.bak" -print0 | xargs -0 rm
-print0 - действие, вывод имени файла с нулевым символом в конце, а параметр -0 у xargs позволяет ему воспринимать строки заканчивающиеся нулевым символом и трактовать все остальные символы буквально.

locate: очень быстрый поиск

Чаще всего делается поиск по имени, поэтому была создана специальная система, которая хранит все имена на диске в файле и ищет затем по этому файлу, что гораздо быстрее.

Выглядит это так:

Код
$ locate myfile

С точки зрения результата это эквивалентно

Код
$ find / | grep myfile
которая делает образ файловой системы в файле называется updatedb. Как правило она выполняется автоматически раз в сутки, но если, например, надо сделать несколько поисков, а содержимое диска сильно изменилось, то можно её запустить вручную (пользователем root).

Поиск помощи

Я уже рассказывал про команду man, которая может дать краткое описание любой команды. Но что делать, если точное имя команды енизвестно? Для этого существует команда apropos. Например, Вы хотите найти команду rm, но не можете вспомнить её имя, хотя знаете, что оно должна удлять файлы Вводите

Код
$ apropos "remove files"
or directories

Если искомая фраза находится в нескольких заголовках файлов помощи, они будут выведены все. Если же надо искать не по заголовкам, а по содержимому файлов помощи, то используйте команду man с ключом -K
Код
$ man -K "строка поиска"

Обработка текста

Все данные в UNIX хранятся в файлах, а большинство файлов (в частности все файлы настроек и журналы событий) являются текстовыми. Поэтому здесь существуют достаточно мощные средства обработки текстовых файлов.
grep: искать в файле

Более точно будет сказать, что grep позволяет провести фильтрацию строк файла по определенному шаблону. Например, нужно выяснить, какие разделы на ext3 есть в системе. Самый простой способ это выяснить

Код
$ grep ext3 /etc/fstab
/dev/hda3 / ext3 noatime 0 0
В данном случае команда grep выводит все строки в файле /etc/fstab, содержащие ext3. Если имя файла не указывать, то grep будет работать со стандартным входным потоком (как cat). Например, получим ту же информацию из команды mount:

Код
$ mount | grep ext3
/dev/hda3 on / type ext3 (rw,noatime)

Оффлайн Zloy_T

  • Почетный участник
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 326
  • Репутация: +74/-2
  • Автор темы
3 Основы интерфейса командной строки
« Ответ #2 : 25 Май 2009, 16:23:19 »
Также очень удобно использовать grep совместно с find. Например: найти все файлы, если в имени файла или каталога есть слово Distrib

Код
$ find | grep Distrib
Или можно использовать grep для поиска по содержимому:

Код
$ find /etc -print0 | xargs -0 grep ext3
найдёт все файлы в каталоге /etc, содержащие слово ext3 и выведет строки с этим словом. Если использовать ключ -l у grep, то выведены будут только имена файлов, в которых встречается искомая строка. Таким образом можно использовать grep как еще одно условие в команде fnid.

Команда grep также может искать по шаблону, но её шаблоны отличаются от шаблонов shell. В grep символ "*" означает повторение предыдущего символа любое число раз (включая 0), "+" - также, но от 1 раза. Например "n+" эквавалентно "nn*". "." означает любой символ. Таким образом то, что в shell было "*" в grep будет ".*", а вместо "?" будет ".". Если необходимо ставить просто точку, то, как всегда, перед ней ставится обратный слэш "\". Кроме того есть ещё два специальных символа "^" - начало строки и "$" - конец строки. Таким образом маска shell "*.bak" в grep будет выглядеть как "^*.bak$". Шаблоны grep называются регулярными выражениями.

sed: обработка строк

В самом примитивном случае grep тоже обрабатывает строки: либо выводит строку, либо нет. Но часто необходимо выведенную строку привести к удобному виду. В приведенном выше примере с командой mount, предположим, что нам нужны только точки монтирования. Разумеется, если просмотр делает человек, то он и так увидит всё что ему надо, но, предположим, что результат нам нужно положить в параметры какого-нибудь скрипта. Если попытаться описать человеческим языком, что нужно сделать, чтоб из строки "/dev/hda3 on / type ext3 (rw,noatime)" получить только точку монтирования, то получиться что-то вроде:
удалить всё, что, до символов "on "
удалить всё, что, после символов " type"

Соответственно команда выглядеть будет так:

Код
$ mount | grep ext3 | sed 's/.*on //' | sed 's/ type.*//'

Команда s// у sed имеет формат s/шаблон/строка/ и заменяет то, что попадает под шаблон на строку. В приведенном примере она просто удаляет найденное регулярное выражение. Если шаблон встречается в строке несколько раз и надо заменить все экземпляры, то в команде s// добавьте букву g в конец. Рекомендуется команды sed брать в одинарные кавычки (апострофы), чтобы shell не пытался интерпретировать символы.

awk: работаем с таблицами

Разумеется речь в этом подразделе пойдет о текстовых таблицах. Например, такую таблицу выдают команды "ls -l", mount и многие другие. Можно считать, что строки состоят из нескольких полей, разделенных пробельными символами (последовательностью пробелов и табов). Тогда в строке "/dev/hda3 on / type ext3 (rw,noatime)" точку монтирования можно считать третьим полем. И вот окончательное решение: третьим полем. И вот окончательное решение:

Код
$ mount | grep ext3 | awk '{print $3}'

Общий формат команды для awk выглядит как "условие {действие}", причем поля соответсвующей строки заносятся в нужные переменные. Условие может быть пустым (как в вышеуказанном примере), может быть регулярным выражением. Абсолютно эквивалентный вариант предыдущей команды:

Код
$ mount | awk '/ext3/{print $3}'

И условие может быть практически любым условием с переменной поля. Например в нашем примере можно заметить, что ext3 должно быть именно в 5-ом поле (иначе будут показываться, например, также точки монтирования со с названиями типа text3, так как ext3 ищется во всей строке). Так вот, чтобы получить именно то, что надо, выполните команду

Код
$ mount | awk '$5=="ext3"{print $3}'

awk также может работать с полями, разделёнными не пробельными символами, а любыми другими. Для этого у него есть параметр -F. Например, чтобы вывести все имена (первое поле) из /etc/passwd (поля разделены двоеточиями), нужно выполнить команду

Код
$ awk -F : '{print $1}' /etc/passwd

Сортировка строк

Часто бывает нужно не только вывести в нужном формате, но и отсортировать по нужным полям. В той же команде mount можно сортировать по точке подключения или по имени устройства. Эту функциональность обеспечивает команда sort. В простейшем варианте она сортирует всё, что ей приходит на стандартный вход как строки и выводит на стандартный вывод. Для сортировки по какому либо полю используется параметр -k затем пишутся через запятую начальное и конечное поля, по которым нужно сортировать. Этот ключ можно использовать несколько раз. Если надо изменить изменить разделитель поля, то используйте ключ -t. Для численной (а не строковой) сортировки используется ключ -n. Например, если надо вывести файл /etc/passwd (разделитель :) отсортированным по номерам пользователей (3-е поле), то нужно ввести команду:

Код
$ sort -n -t : -k 3,3 < /etc/passwd

Еще полезной команда sort оказывается при использовании du для выяснения куда уходит больше всего места.

Код
$ du -s * | sort -n
позволит вывести список файлов и каталогов с размерами отсортированный по размеру. Ключ -h у du использовать нельзя, иначе не удастся сортировка.

В некоторых случаях кроме сортировки нужно убрать повторяющиеся строки. Для этого используется команда uniq. Она так же, как и sort берет строки со стандартного ввода, а результат выдает на стандартный вывод. Для удаления дубликатов строки должны быть предварительно отсортированы.

head и tail: быстрый обзор файла

Как уже было замечено, для просмотра файла есть команда cat, но она очень неудобная, если нужно просмотреть большой файл, например те же системные журналы, длина которых может достигать нескольких тысяч строк. Если нужно взглянуть только на начало файла (например, там часто бывает информация о том, что в нем находится) есть команда head.

Код
$ cat /etc/passwd | head 

bin:x:1:1:bin:/bin:/bin/false
daemon:x:2:2:daemon:/sbin:/bin/false
adm:x:3:4:adm:/var/adm:/bin/false
lp:x:4:7:lp:/var/spool/lpd:/bin/false
sync:x:5:0:sync:/sbin:/bin/sync
shutdown:x:6:0:shutdown:/sbin:/sbin/shutdown
halt:x:7:0:halt:/sbin:/sbin/halt
mail:x:8:12:mail:/var/spool/mail:/bin/false
news:x:9:13:news:/usr/lib/news:/bin/false

По умолчанию head выводит первые десять строк, если надо больше или меньше задайте ключ вида -n количество_строк. Например, head -n 5 выведет 5 строк. Обычно head используют совместно с sort, например, чтобы вывести 10 самых больших каталога (упражнение).

Аналогично команда tail выводит последние строки. Особенно полезна она для просмотра журналов системных событий. Также можно с её помощью смотреть за системными событиями в реальном времени. Например
 
Код
# tail -f /var/log/messages
будет показывать новые записи в файле /var/log/message по мере их появления. Прервать выполнение этой команды можно как обычно, нажав ^C.

Кроме просмотра эту команду можно использовать, чтобы вести журнал событий в двух местах, например
 
Код
# nohup tail -f /var/log/messages > /my/copy &
позволит всегда иметь копию системного журнала, даже если файл /var/log/messages будет испорчен (по вине аппаратуры или злоумышленника). Но учтите, что таким образом можно получить копию только тех данных, которые дописаны в конец, поэтому не следует пытаться таким образом получить копию, например, базы данных.

Код
[b]less: просмотр текстовых файлов[/b]

И всё таки, что делать, если необходимо просмотреть весь файл, а не его первые или последние строки и файл очень большой. Для этого в Linux есть программа просмотра текста под названием less. Если Вы хоть раз уже использовали команду man (см. man), то Вы с ней уже сталкивались. Дело в том, что man его использует для отображения документации. Для того, чтобы посмотреть произвольный файл, можете просто набрать "less имя_файла". Кроме того, можно просматривать сразу резултат вывода команды. Например,

Код
 $ find /etc | less
вывода. При просмотре используются обычные клавиши со стрелками, PgUp, PgDown. Кроме того, если Вы, например, хотите использовать less при доступе через telnet (он позволяет использовать только алфавитно-цифровые клавиши), то двигаться по тексту можно вводя следующие латинские символы:
j - вниз
k - вверх
f - PgDown
b - PgUp

Помощь по всем доступным символам доступна при нажатии кнопки "h". Также перед командами j и k можно вводить произвольное число и тогда передвижение будет происходить на соответствующее количество строк. Например, чтобы передвинуться на 30 строк вниз надо набрать "30j". Кроме того есть возможность перейти на определенную строку: "30g" или "30G" перейдут на строку 30. Без параметра g переходит на начало, а G на конец файла. Команда "=" показывает, где сейчас находимся (строки и байты).

Из полезных команд хотелось бы упомянуть две. Команда "/" позволяет найти строку в файле и перейти на неё. Например, по команде "/find" less переходит на ближайшее слово "find" в открытом файле. Если "/" используется без параметра, то происходит поиск того, что только что искалось (как правило используется, чтоб найти следующее такое же слово). Вторая полезная команда: F. Она переводит less в режим аналогичный tail -f. Прервать этот режим можно командой ^C. Любую команду less можно передать через параметр "+". Например

Код
# less +F /var/log/messages
позволит также следить за журналов, но при помощи less.

vi: редактор текста

Благодаря вышеупомянутым командам обработки текста Вы теперь можете делать простое редактирование файлов, например, добавить в конец файла строку или изменить какую-нибудь настройку по её имени. Просмотр текста любого объема достаточно удобно выполняется при помощи less. Но часто требуется провести достаточно сложное редактирование текста. Для этого в UNIX есть редактор vi. В Linux используется его вариация под названием vim (Vi IMproved). Запуск производится очевидным образом

Код
$ vi file.txt
или
Код
$ vim file.txt

Основным принципом vi является наличие двух режимов работы: командный режим и режим ввода текста. В режиме ввода любая нажатая клавиша непосредственно вводится в текст, а в командном режиме они воспринимаются как команды. Если Вы находитесь в режиме ввода, то перейти в командный режим можно нажав кнопку Esc. Введенный символ как правило можно отменить, нажав Backspace. Кроме этого в vim (но не в vi) в режиме редактирования работают клавиши перемещения по тексту и кнопка Del. В командном режиме, очевидно, самая важная команда: перейти в режим ввода. Для этого нажмите или "i"(от слова insert) или "a"(от слова append). Соответственно ввод начнется или перед символом, на котором был курсор или после этого символа.

Стрелки могут не работать даже в командном режиме (например, при входе по telnet). Тогда перемещаться можно почти как в less:
j - вниз
k - вверх
h - влево
l - вправо

Клавиши выбраны так, чтобы находиться под рукой при десятипальцевом методе печати.

Перед любой командой так же как и в less можно вводить число, тогда команда будет выполнена нужное число раз. Например введя "80i*" Вы получите строку из 80 звездочек. Отменить последнее действие можно командой u (в vim можно отменять сколько угодно раз). Вновь вернуть командой ^R. Сохранить и выйти можно нажав дважды Z (обязательно большую).

Нажав ":" можно перейти в режим многосимвольных команд. Например в этом режиме можно вводить команды вида s/aa/bb как в sed. По-умолчанию эта команда действует только на текущую строку. Если надо применить замену к нескольким строкам, то надо вводить ,s/aa/bb где - номер первой строки, где нужно провести замену, а - номер последней строки. Последняя строка файла обозначается символом $, текущая строка - ".", также можно задавать относительные номера строк. Например, +5 значит на 5 строк вперед от текущей строки, аналогично -5 - 5 строк назад. Команда :help позволяет получить помощь по vim (очень подробную, включающую в себя учебник). :q! позволяет выйти без сохранения.

Также есть клавиши быстрого перемещения по тексту:
\ - начало строки
$ - конец строки
w - слово вперед
b - слово назад
% - перейти на парную скобку (очень полезно при редактировании программ)

Напоследок хотелось бы заметить, что несмотря на сложность в изучении работа с vim очень удобна, потому что человек мыслит объектами, а vi/vim позволяет редактировать в тех командах, которыми человек думает: "удалить следующие два слова, перейти на 5 строк вниз, заменить Иван, на Петр", кроме того, команды расположены удобно при десятипальцевом методе печати. Также в vim есть подсветка синтаксиса, автоматическая расстановка отступов в программах, переход по функциям в C/C++/Java и многое другое.

Есть лишь один редактор, который превосходит его по гибкости. Он называется emacs. Разумеется в Linux он также доступен, но не всегда есть в минимальной установке (в отличие от vim).

Управление задачами

UNIX является многозадачной системой. Это позволяет выполнять команды и при этом одновременно продолжать работать или напротив, дать команду на сервере посредством дистанционного доступа, затем отключиться и вернувшись увидеть результат выполнения команды.

Для выполнения команды в фоновом режиме после неё надо написать знак &. Например, если надо найти все файлы *.html на диске, то процесс это долгий и, чтобы команда работа и не мешала можно её выполнить так:

Код
$ find / -name '*.html' > result 2>&1 &

Перенаправление вывода делать практически обязательно, если Вы не хотите, чтобы программа писала результат на экран, мешая работать. На экран вывелся номер задачи в квадратных скобках и номер процесса. После этого, если ввести команду

Код
$ jobs

то получим список запущенных работ. Если работа завершена, то вместо Running будет Done, а при повторном запуске команды jobs её в списке уже не будет.

Если надо завершить фоновую задачу, то можно воспользоваться командой kill

Код
$ kill %1

После знака % должен быть номер задачи, какой он был в команде jobs. После остановки задачи будет выведено сообщение (обычно достаточно нажать ещё раз Enter)

Для того, чтобы процесс не прерывался после выхода из терминала начинайте его с команды nohup

Код
$ nohup find / -name '*.html' > result 2>&1 &
В этом случае Вы сможете вновь войти в систему позже и посмотреть резултаты.

Если Вы уже запустили длительную команду и хотите её приостановить, нажмите ^Z. Тогда команда приостановится и Вы получите доступ к командной строки. Для продолжения выполнения команды в обычном режиме наберите

Код
$ fg %1

Или можете перевести её в фоновый режим:

Код
$ bg %1

Если надо посмотреть процессы не принадлежащие к текущему терминалу (например, созданные указанным выше образом), то можно воспользоваться командой ps. Без параметров она показывает только процессы принадлежащие текущему терминалу

Код
$ ps
  PID TTY          TIME CMD
 9329 pts/0    00:00:00 bash
 9964 pts/0    00:00:00 find
 9965 pts/0    00:00:00 ps

В первой колонке номер процесса, его так называемый PID, в последней - имя команды, которая запущена в этом процессе. Если нужно полное имя команды, то нужно добавить несколько параметров

Код
$ ps -o pid,args
PID COMMAND
 9329 -bash
10030 find / -name *.html
10069 ps -o pid,args

Ключ -o позволяет изменять формат вывода. Для вывода всех процессов, добавьте ключ -e, а если хотите получить только свои процессы выполните команду

Код
$ ps -u $USER

Ключ -u позволяет фильтровать вывод по пользователю, а переменная USER хранит имя текущего пользователя.

Для того, чтобы остановить процесс, полученный таким образом, пользуйтесь той же командой kill, но в качестве параметра подставляйте номер процесса (без символа %).

Код
$ kill 10030

Если процесс завис, то он может не отвечать на сигнал kill. Тогда можно сделать принудительное прерывание процесса той же командой kill, но с параметром -KILL.

Код
$ kill -KILL 10030

Но запомните, что команда kill с ключом -KILL не позволяет приложению завершиться корректно и может привести к потере данных. Если программа не завершилась после такой команды, значит зависание произошло в одной из функций ядра. Тут уже ничем не поможешь, разве что можно отправить сообщение об ошибке (bugreport) разработчикам ядра.

Ещё раз про подход UNIX

Как Вы, очевидно, уже заметили, в UNIX для решения любой задачи есть несколько путей. Например для обработки файлов можно использовать как параметр -exec, так и xargs. Функциональность awk и grep также перекрывается (awk шире, но медленнее и сложнее). Общий принцип этого подхода: у каждой задачи должен быть свой наиболее подходящий инструмент. Разнообразие этих инструментов в Linux ещё больше: perl, python, tcl, не считая огромного количества специализированных утилит. Рекомендую постараться если не изучить их все, то хотя бы выяснить для каких задач что лучше всего подходит и изучать по мере необходимости.

Второй принцип UNIX
: команда не должна запрашивать подтверждения и не должна ничего сообщать при успехе, но обязательно должна сообщать об ошибке. В некоторых случаях этот принцип кажется не к месту, например, в командах типа rm или форматирования диска. Именно поэтому надо всегда помнить о таком "недружелюбном" поведении системы.

Третий принцип: любая задача разбивается на маленькие кусочки, затем для каждого кусочка пишется максимально общая программа (пример: задача - фильтрация строк и grep, умеющий обрабатывать произвольные регулярные выражения). Затем всё это склеивается при помощи shell (конвейеры, подстановка аргументов, временные файлы, и т.д.). Побочным эффектом данного подхода является то, что практически все компоненты UNIX являются заменимыми. Например, Linux является по сути UNIX, но с другим ядром (полностью совместимым). Аналогично, grep в Linux написан группой программистов GNU, но это не мешает использовать те же скрипты, что и на других UNIX системах или даже поставить GNU grep на любой другой UNIX.